Продолжение "Пусть бог не вмешивается", "Всеми правдами и неправдами", "Правила чужой игры", "За гранью восприятия" и "Цель оправдывает средства". Сразу о плохом – это завершение сериала. Больше не следить нам за приключениями Артура Томилина, наемника-мутанта.
Фомичев в своем стиле. Закрывая новые миры, Артур сотоварищи попадают в очередной альтернативный мир, где засели Датлайцы – агенты конкурирующей цивилизации. Не желая в горячке наломать дров, ребята дел обязанности – Артур остается в Русинии (вариант России), остальные продолжают блокировать свободные миры. Стараясь вычислить местоположение аппаратуры перехода, Артур оказывается в ловушке – вернуться к Битраи невозможно, помощи ждать не откуда. Но Дело есть Дело – и он решает выслеживать Датлайцев, для чего нужно хоть как-то легализоваться. События разворачиваются по Ругийскому сценарию. Артуру на руку бедственное положение страны – она еще не отошла от развала супердержавы с последующей гражданской войной. Окруженная врагами, Русиния нуждается в умелых руках, умеющих держать и лопату, и автомат. Артур нанимается водителем в Службу Снабжения.
И тут начинается веселье. Работая почти на линии фронта, Томилин начинает собирать информацию. проливается первая кровь. Но пока все трупы можно спрятать в заброшенном нужнике. По мере эскалации военных действий (мелкие удельные княжества покусывают Русиния, та не может толково противостоять врагам) Артур начинает действовать все жестче – чему способствует набирающая обороты мутация. Теперь мы можем бегать вдвое быстрее олимпийских чемпионов, делать шаг в полтора метра, каменеть, холодеть и, кажется, летать.
Внезапно снимается блокировка, и к Артуру прибывает подкрепление. Кровь уже не течет – но могучими волнами омывает прифронтовую зону, а трупы, будь у Томилина желание их прятать, пришлось бы сбрасывать в Марианскую впадину. Фомичев как всегда демонстрирует настоящий талант в описании военных действий – и мелкие стычки, и стратегически-важные бои написаны так подробно, и с таким динамизмом, что оторваться просто невозможно. Практически на страницах разворачивается трехмерная картина с потрясающей детализацией, которая при этом ни капельки не замедляет действие. Автор в какой уже раз демонстрирует знание не только существующих видов оружия, но и способность выдумывать реалистичные новые пистолеты-автоматы-пулеметы.
С помощью друзей, Артур уничтожает аппаратуру противника, и начинается охота за Датлайцами. В принципе – сюжет такой же, как и в последних 2-3 книгах серии. Что и радует. Но!
Но тут Артур встречает Любовь Всей Своей Жизни. И вот на этом Фомичев, по-моему, ломается. Любовно-романтическая линия ему явно не дается. Пока было возможно сочетать Любовь с Войной, недостатки одной линии компенсировались преимуществами другой. Но как только любовная линия выходит на первый план – читать становится противно. Все же при всех своих плюсах, образ Томилина не предполагает серьезных сердечных привязанностей. Образ смертоносного мутанта не предполагает букетов цветов и прогулок под луной. Автор и сам видит, что линия подана более чем слабо, но, вместо того, чтобы тихо мирно уморить девушку, Фомичев лишает ее памяти. И замечательный фантастический боевик превращается в мыльную оперу а-ля Шелдон или Картленд.
Не в силах расстаться с обеспамятствовавшей Любовью Всей Его Жизни, Томилин устраивается в санаторий электриком, чтобы всегда быть рядом с Ней. На фоне мутации, приведшей к полной необъяснимой перестройке его тела, такая слюнявость вызывает только отторжение. И пока все его друзья в поте лица валят трупы на трупы и проливают вражескую кровь, Томилин тихо сидит в санатории, надеясь на восстановление памяти. Бред. Естественно, в последний момент Она вспоминает Его – слезы, объятия, поцелуи. Но он не может остаться, и не может взять Любовь Всей Своей Жизни с собой. Ибо тем самым он лишит ЕЕ семьи, родственников и еще чего-то там. В слезах и с разбитыми сердцами они расстаются. Точка. Точка?
А вот и нет. Дале следует эпилог. Точнее, Эпилог. В котором автор тщательно нарезает, пропускает через мясорубку, потом разжевывает и кладет в рот читателю Объяснение Всего. И почему мутировал Томилин, и в чем смысл жизни, и как устроена Вселенная. Я мог бы простить любовную линию (и на старуху бывает проруха), но эпилог – извольте. Почему-то я не могу представить такую картину – братья Стругацкие дописывают, скажем, "За миллиард лет до конца света", выходят на улицу, где им на головы падает кирпич. Точнее по кирпичу на брата. И в результате они приписывют эпилог, в котором Вайнгартен и Малянов, насмерть загрызенные совестью, едут на Памир к Вечеровскому, и там, общими усилиями, разгадывают-таки закон "Гомеопатического" мироздания (следует 20 страниц конспективного изложения этого закона). И более того, создают прибор, утилизирующий все проявления этого Мироздания. Тьфу. Именно такого плана этот самый Эпилог. И, как будто этого мало, Фомичев решает нанести своим читателям-поклонникам coup de grace – Томилин, став богом, решает, что надо бы вернуться к Ней, ибо уж теперь-то у них точно все будет хорошо. Пристрелите меня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий